Наш опрос

Удовлетворен(а)
Не удовлетворен(а)
Скорее удовлетворен(а)
Скорее не удовлетворен(а)


Razdolnoeschool.ru » Родителям о проблеме питания и правильного пищевого поведения детей-школьников


Родителям о проблеме питания и правильного пищевого поведения детей-школьников

Сегодня на уровне государства признано, что питание является одним из важнейших факторов, обеспечивающих здоровье детей, их нормальный рост и развитие, способствующих профилактике заболеваний, продлению жизни, повышению работоспособности и созданию условий для адекватной адаптации к окружающей среде.

Очевидно, что существуют проблемы, связанные с организацией питания детей школьного возраста
• Отрицательная динамика экономического статуса основной части населения России, сложившиеся стереотипы питания, в том числе основанные на fast-food и полуфабрикатах, изменили структуру питания в сторону значительного уменьшения потребления наиболее ценных пищевых продуктов. Повседневный рацион большинства россиян и сегодня – это углеводно-жировая, с недостаточным количеством животного белка, дефицитом витаминов, микроэлементов и балластных веществ пища.
• Острая проблема качества пищевых продуктов, продовольственного сырья и биологически активных добавок, используемых в питании школьников
• Низкий уровень образования и культуры населения в вопросах здорового, рационального питания.
• Недостаточный охват обучающихся горячим питанием.
• Рацион питания школьников (недостаточное потребление наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, преобладание углеводно-жирового компонента). При отсутствии в организме ребенка необходимого набора питательных веществ запускается механизм, повышающий активность ряда гормонов, в частности, кортизола, который приводит нервную систему в состояние возбуждения, препятствующее нормальному усвоению учебного материала. У детей (особенно раннего школьного возраста) не до конца развиты механизмы саморегуляции и компенсации, в результате ребенок чувствует себя уставшим или, наоборот, напряженным и нервным, что приводит к проблемам с успеваемостью и поведением, истощению адаптационных резервов.

1. Качественное питание укрепляет здоровье детей, т. е влияет на их интеллектуальное развитие и способность к учению. Здоровое питание является необходимым условием хорошей успеваемости в школе. Как показывают исследования, дети, качественно питающиеся, получают при тестировании более высокие оценки, независимо от материального положения их семей и уровня школы. Недостаточность питательных веществ в организме, имевшая место в раннем детстве, может негативно влиять на способность к учению, посещаемость уроков, умение концентрировать внимание. Такие дети получают при тестировании на IQ и владение фактической информацией более низкие оценки, чем дети экспериментальных групп сравнения.
2. Школы играют жизненно важную роль в развитии детей, обеспечивая качественное и рациональное питание всем ученикам, независимо от материального достатка семьи. Часто школы более эффективно, квалифицированно, беспристрастно содействуют охране здоровья и здоровому питанию, чем какое-либо другое учреждение. Они оказывают поддержку детям, когда те находятся в критическом возрасте, определяющем образ их будущей жизни и качество питания. Кроме того, школы могут влиять на отношение к вопросам питания персонала, учителей, родителей и членов местного сообщества.
3. Медико-санитарное просвещение детей в школе позволяет улучшить их здоровье и самочувствие, повлиять на будущее. Исследования, проведенные в разных странах мира, показали, что тщательно составленные и внедренные учебные программы по медико-санитарному просвещению могут предотвратить формирование у детей вредных для здоровья привычек, касающихся, в том числе, питания, и способных привести к заболеваниям. Более того, как свидетельствует анализ эффективности школьных программ питания, обеспечивающих доступность продуктов и просвещение в области питания, наблюдается значительное увеличение роста и/или веса детей, а также в ряде случаев улучшение посещаемости занятий и успеваемости.
4. Школы оказывают экономически эффективную помощь семье в области питания. Исследования показали, что по сравнению с другими способами школьные здравоохранительные программы, обеспечивающие безопасные услуги в этой области, представляют собой один из наиболее рентабельных видов инвестиций государства в здравоохранение. Экономически эффективная помощь в области питания, оказываемая в школах, позволяет избежать или значительно снизить остроту проблем со здоровьем и последствий недостаточности питательных веществ в рационе семьи.
5. Просвещение и здоровое питание для девочек положительно влияет на здоровье будущих поколений. Предоставление девочкам широких образовательных возможностей является одним из наиболее эффективных видов государственных инвестиций в здравоохранение и на социальные нужды. Усиление охраны здоровья девочек приведет, в свою очередь, к улучшению здоровья их детей и семей. Многие из связанных с родами проблем, которые могут возникнуть в будущем, нивелируются благодаря адекватному питанию в школьном возрасте. Кроме того, просвещение помощи в области питания повышает социальную роль женщины, поскольку именно она чаще всего готовит пищу для членов семьи. Исследования показали, что самым важным фактором, влияющим на здоровье и качество питания ребенка, является уровень образования его матери.
6. Здоровое питание в школе уменьшает опасность появления у детей болезней, наиболее характерных для настоящего времени. Исследования показывают, что первые признаки хронических заболеваний, таких как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, рак и нарушения пищеварения, проявляются в юности. Установлено, что просвещение в области питания оказывает существенное влияние на формирование полезных для здоровья привычек, что, в свою очередь, предотвращает возникновение болезней, связанных с питанием.
Школьная политика в области охраны здоровья представляет собой концепцию, на базе которой школы осуществляют мероприятия по планированию, внедрению и оценке программ, направленных на обеспечение здорового питания школьников. Такая политика должна соответствовать государственным и местным потребностям и стандартам и предусматривать активное участие школьного сообщества. Политика определяет набор школьных правил, касающихся охраны здоровья в целом и питания в частности.
Школа и общество – сообщающиеся сосуды: изменения в обществе обязательно отражаются в жизни школы, в приоритетах, требованиях к ученику, структуре и содержанию образования. Нестабильность жизни в России за последнее столетие сделала историю реформ отечественного образования довольно противоречивой. Но одно всегда оставалось неизменным – ведущая роль школы в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей, создании нормальных условий для их роста и развития. Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ученика.

В условиях недостаточной гигиенической грамотности родителей, которые не уделяют необходимого внимания рациональному питанию своих детей, возрастает роль организации питания, позволяещего не только обеспечить каждого ребенка основными пищевыми веществами, в том числе незаменимыми (такими, как витамины и минеральные вещества), но и сформировать у него оптимальное пищевое поведение в соответствии с принципами здорового питания.

Сегодняшняя ситуация с состоянием питания российских школьников вызывает тревогу по целому ряду причин. Во-первых, часть детей страдает от неполноценности рациона питания, причем в наиболее острых случаях это приводит к замедлению физического и функционального развития. Хотя доля таких детей сравнительно невелика, каждый подобный случай требует пристального внимания со стороны органов образования, здравоохранения и социальной защиты.

Во-вторых, дети и, видимо, их родители, не демонстрируют грамотного, сознательного отношения к режиму питания. Между тем нарушение принципов рационального питания – верный путь к развитию многочисленных форм желудочно-кишечных заболеваний.

В-третьих, многие дети (видимо, согласуя свои действия с мнением родителей) избегают пользоваться услугами школьных столовых. Это также нарушает рациональный режим питания, учитывая, что ученики старших классов проводят в школе по 7-9 часов ежедневно. Многие дети имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, фаст-фудами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно это связано с недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей.

Все перечисленные факторы формируют группу риска развития желудочно-кишечных и иных заболеваний, негативно сказываются на состоянии здоровья подрастающего поколения.

Рациональное и полноценное питание – залог крепкого здоровья, нормального роста и правильного развития детей. Этим обусловлено особое внимание к организации сбалансированного детского питания.

По мнению ученых (А. А. Баранова, А. К. Кучма, Ю. Ф. Змановский, А. И. Баркан, Л. И. Латохина, Б. В. Шеврыгина, Н. В. Цыбуля, Т. Д. Фершалова и др.), здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями его формирования в детстве. Именно поэтому задача сохранения и укрепления здоровья ребенка, как для семьи, так и образовательного учреждения, по-прежнему остается актуальной. Питание ребенка в школьном учреждении и в семье должно быть согласованным.
И у нас, и у родителей общая цель – вырастить ребенка здоровым, поэтому вопрос об организации питания мы должны решать совместно с родителями.
Просмотров: 249
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 

МБОУ СОШ с.Раздольное
2012-2016